Главная страницаКарта сайта

Поиск по сайту

Главная // Инфраструктура ИКТ // Создание единой системы навигационно-временного обеспечения

Создание единой системы навигационно-временного обеспечения

Решение многочисленных задач, связанных с определением положений объектов и их управлением в пространстве и времени, становится одной из повседневных функций различных областей экономики и отраслей хозяйства. Современные технологии координатно-временного и навигационного обеспечения (КВиНО) определяют экономическое и промышленное развитие страны, укрепляют ее оборону и национальную безопасность, стимулируют развитие научно-технической и инновационной деятельности. В настоящее время наличие у государства собственных современных и самодостаточных средств координатно-временного и навигационного обеспечения позволяет ему сохранять экономический и политический суверенитет. Однако развитие отдельных элементов КВиНО велось в рамках невзаимосвязанных друг с другом федеральных и ведомственных программ, основанных на одном из блоков системы КВиНО. Концентрация усилий на решении заявленных в каждой программе задач приводила к тому, что создаваемые системы не могли быть использованы с учетом их потенциала. Так, например, возможности функционировавшей в 1995 г. в полном объеме системы «ГЛОНАСС» оказались невостребованными в силу отсутствия конечных устройств потребителей в различных секторах экономики, а государство не было готово самостоятельно поддерживать функционирование системы только для нужд обороны страны.

В Российской Федерации практически все органы государственной власти, органы местного самоуправления и хозяйствующие субъекты используют в своей работе пространственные данные. По оценке экспертов ООН до 80% информации, использующейся в органах власти – пространственные данные.

В СССР и России фундаментальные пространственные данные – топографические карты, геодезические и нивелирные сети создавались в качестве универсальной продукции, пригодной как для решения задач в отраслях экономики, так и для обеспечения обороноспособности и безопасности страны, что определило необходимость засекречивания этих данных. Ведомства и хозяйствующие субъекты, руководствуясь отраслевыми нормативно-техническими документами, разработанными с учетом режимных ограничений, уполномочены или вынуждены самостоятельно заниматься координированием ряда пространственных объектов, за правовой статус которых они не несут ответственность.

Для решения текущих задач в различных областях хозяйствования на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований введены более 10000 местных систем координат. В этих системах создается вся геодезическая и картографическая продукция открытого опубликования, в которой также содержится информация о пространственных объектах, подлежащих отображению на государственных топографических картах. Практически отсутствует координация создания органами государственной власти и органами местного самоуправления фондов и баз пространственных данных, что снижает полноту и актуальность этих ресурсов и приводит к значительному дублированию пространственных измерений, выполняемых по различным методикам и требованиям. Это приводит к созданию противоречивых пространственных данных.

Современный этап развития хозяйства Российской Федерации и активная интеграция его в мировые экономическое и информационное пространства характеризуется широким внедрением оборудования, технологий, систем контроля и управления, средств обеспечения безопасности, основанных на применении КВиНО, которые используются сегодня во многих отраслях народного хозяйства, науки и обороны страны. Растет номенклатура изделий бытовой техники с применением КВиНО, которые приобретает население. Это повышает технологический уровень хозяйства и качество жизни населения. Объемы оборудования и технологий с использованием КВиНО постоянно растут и сегодня в стране начал стихийно формироваться рынок этих услуг, как массовый.

Однако, из-за отсутствия в стране отечественных систем, обеспечивающих массовую услугу на основе КВиНО, доля нашего отечественного оборудования и технологий будет постоянно сокращаться за счет ввоза зарубежной техники и использования зарубежных технологий, а в тех отраслях, где зарубежное оборудование и технологии применять нельзя, будут существенно увеличиваться затраты государства на производство и поставку оборудования, а также на поддержание и развитие систем и средств КВиНО.

В настоящее время положение дел в области координатно-временного и навигационного обеспечения в нашей стране можно охарактеризовать следующим образом:

  • возможности, предоставляемые отечественными системами КВиНО, в настоящее время явно не соответствуют ни мировому уровню технического развития отрасли, ни современному уровню требований, предъявляемых к КВиНО в целом;
  • системы и средства КВиНО недостаточно увязаны между собой с точки зрения единого подхода к их созданию и использованию, зачастую дублируют друг друга, выполнены на различных технологических уровнях, в различной степени используют современные координатно-временные, навигационные и информационно-телекоммуникационные технологии;
  • существенным недостатком отдельных созданных сегодня технологий КВиНО является привязка задач к узким интересам отдельных отраслей и ведомств, что создает трудности для обеспечения экономической эффективности развития услуг с использованием координатно-временного и навигационного обеспечения.
Проведенный анализ показал, что прогресс в области координатно-временного и навигационного обеспечения тормозится отсутствием:

  • нормативно-правовой базы;
  • доступного оборудования;
  • развитой инфраструктуры предоставления услуг;
  • доступности и целостности существующего навигационно-временного поля;
  • системы координации развития систем и средств координатно-временного и навигационного обеспечения;
  • современной концепции защиты государственной тайны, предусматривающей переход от системы защиты территории всей страны к системе защиты объектов, информация о которых составляет государственную тайну.
Решению задачи КВиНО будет способствовать создание Единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения (ЕС КВиНО), представляющей собой совокупность научно-технических и информационных координатно-временных и навигационных ресурсов и организационных структур, а также сферу сбора, обработки и обмена этими ресурсами между потребителями и поставщиками услуг КВиНО, объединенную телекоммуникационными средствами и включенную в единое информационно-коммуникационное пространство страны. Единая система координатно-временного и навигационного обеспечения относится к критически важным системам информационной инфраструктуры Российской Федерации и должна быть защищена от разрушающих информационных воздействий.

В соответствии с требованиями, предъявляемыми к рассматриваемым системам и средствам, тенденциями их развития, а также с учетом общности физической природы радиосвязи, радиолокации и радионавигации, необходимы координация и единый комплексный подход к разработке информационной, координатно-временной и навигационной составляющих этих систем в рамках формировнаия ЕС КВиНО.

Целью создания Единой системы координатно-временного и навигационного обеспечения Российской Федерации является предоставление массовых услуг государственным, корпоративным и частным пользователям в области координатно-временного и навигационного обеспечения на всей территории Российской Федерации, на основе:

  • формирования рынка массовых услуг с использованием координатно-временной и навигационной информации;
  • интеграции и оптимизации существующих и перспективных систем и средств КВиНО для повышения эффективности социально-экономической деятельности российского общества, развития науки, обеспечения обороны и безопасности Российской Федерации;
  • повышения научно-технического уровня и надежности отечественного оборудования;
  • расширения международного сотрудничества и выполнения международных обязательств Российской Федерации в области КВиНО;
  • снятия избыточных ограничений в сфере геодезической и картографической деятельности.
Результатом создания и развития ЕС КВиНО, основанной на использовании инфраструктуры пространственных данных Российской Федерации, является создание условий, обеспечивающих свободный доступ граждан, организаций и органов власти к пространственным данным и их эффективное использование.

Достижение вышеуказанной цели обеспечивается выполнением следующих задач:

  • координация и регулирование деятельности федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации по реализации единой государственной политики в области координатно-временного и навигационного обеспечения в сферах обороны, безопасности, науки и социально-экономического развития государства;
  • формирование рынка координатно-временных, навигационных и информационно-телекоммуникационных услуг в Российской Федерации;
  • создание условий для привлечения инвестиций в отрасли, связанные с функционированием ЕС КВиНО и с предоставлением координатно-временных и навигационных услуг;
  • разработка и производство отечественных навигационных систем и потребительской аппаратуры, удовлетворяющих требованиям потребителей и способных конкурировать с мировыми аналогами;
  • создание национальной инфраструктуры пространственных данных;
  • создание информационно-телекоммуникационной инфраструктуры ЕС КВиНО, обеспечивающей эффективный информационный обмен и обработку данных, формирование государственных ресурсов координатно-временной и навигационной информации и доступ к ним пользователей, обеспечение свободного и простого доступа к удаленным, пространственно-распределенным ресурсам координатно-временных данных со стороны государственных структур, коммерческих организаций и граждан, устранение необоснованных барьеров и ограничений в информационном взаимодействии производителей и потребителей данных;
  • обеспечение надежности и живучести системы, ее бесперебойного функционирования, достоверности информации, предоставляемой потребителю во всех трех средах жизнедеятельности человечества (в воздушном пространстве, на земле и в воде);
  • организация системы государственного регулирования и контроля в сфере создания, использования и мобилизации средств и ресурсов КВиНО на территории Российской Федерации;
  • создание нормативно-правовой базы, обеспечивающей широкомасштабное внедрение средств КВиНО;
  • развитие и совершенствование аппаратно-программных средств фундаментального КВиНО c характеристиками, соответствующими требованиям, предъявляемым к средствам формирования наземных и космических навигационных полей;
  • создание потребительских средств КВиНО, работающих по сигналам ГНСС, с различными вариантами комплексирования с дополняющими системами;
  • координирование навигационной деятельности в области технического регулирования, лицензирования деятельности и сертификации продукции и услуг, поставляемых пользователям системы;
  • создание систем метрологического обеспечения ЕС КВиНО и метрологического контроля и мониторинга интегрированных искусственных навигационных полей;
  • координация планирования проведения НИОКР по созданию новых и совершенствованию существующих средств координатно-временного и навигационного обеспечения;
  • координация использования навигационных космических и наземных комплексов;
  • координация работ по планированию разработок навигационных космических и наземных комплексов в интересах обороны и безопасности государства, экономики и народного хозяйства;
  • планирование и координация работ по вопросам международного сотрудничества в области координатно-временного и навигационного обеспечения;
  • разработка государственных нормативно-правовых и организационно-методических документов в области координатно-временного и навигационного обеспечения Федерального органа исполнительной власти государства;
  • унификация информационного обеспечения, средств получения, интеграции и обработки координатно-временной и навигационной информации;
  • функциональная оптимизация и устранение неоправданного дублирования функций отдельных подсистем координатно-временного и навигационного обеспечения гражданских и силовых министерств и ведомств;
  • открытость методов и средств координатно-временного и навигационного обеспечения в Российской Федерации;
  • разработка методов формирования баз пространственных данных на основе информации отдельных подсистем координатно-временного и навигационного обеспечения;
  • создание открытого и доступного для всех заинтересованных потребителей геоинформационного пространства;
  • развитие систем спутникового межевания земель.
В целях организации эффективной работы в этой области считаем целесообразным разработать концепцию создания ЕС КВиНО с учетом формирования инфраструктуры пространственных данных.