Главная страницаКарта сайта

Поиск по сайту

Главная // Инфраструктура ИКТ // Развитие спутниковой связи

Развитие спутниковой связи

Социально-экономическое развитие целого ряда отраслей экономики страны неразрывно связано с оказанием услуг спутниковой связи. Спутниковая связь позволяет с высоким качеством быстро и эффективно организовать распространение теле и радио программ, телефонную связь, доступ в Интернет, передачу данных, доступ к новейшим услугам мультимедия, дистанционного образования, телемедицины и др. Особенно эффективны спутниковые решения для организации связи между удаленными объектами, в труднодоступных районах и районах со сложными климатическими условиями, такими как Сибирь, Дальний Восток, а также при необходимости быстрого развертывания коммуникационных сетей.

Инфраструктура космической связи состоит из космического (спутникового) и наземного сегментов.

Космический сегмент представляет собой спутники связи и вещания, размещенные в выделенных Российской Федерации Международным союзом электросвязи орбитальных позициях на геостационарной орбите.

В государственной группировке спутников связи гражданского назначения, числящейся на балансе ФГУП «Космическая связь», 16 космических аппаратов, из которых по состоянию на 01 января 2006 года 8 космических аппаратов находятся в пределах заданного конструкторской документацией технического ресурса (срока службы) – космические аппараты «Экспресс-АМ» (со сроком службы до 2016-2017 гг.), два космических аппарата «Экспресс-А» (со сроком службы до 2007 г.) и спутник «Бонум-1» (со сроком службы до 2009 г.). Для 8 космических аппаратов установленные сроки службы истекли, спутники работают на остаточном ресурсе, их технические характеристики не соответствуют номинальным.

Наземный сегмент спутниковых систем связи ФГУП «Космическая связь» включает:

  • технический центр коммутации и обработки сигналов (ТЦ «Шаболовка»), где расположены средства цифровой обработки и формирования пакетов телерадиопрограмм, коммутации каналов и центр управления полетом (ЦУП) спутников, входящий в состав наземного комплекса управления (НКУ) спутниками государственной группировки;
  • 6 центров космической связи (ЦКС) в Московской и Владимирской областях, в г. Железногорске Красноярского края и в г. Хабаровске, где расположены центральные приемо-передающие станции, а также станции систем НКУ и системы мониторинга связи;
  • центральные и периферийные станции спутниковой связи потребителей.
Таким образом, к 2010 году в эксплуатируемых сегодня 12-ти орбитальных позициях только 5 позиций будут заняты спутниками «Экспресс-АМ», находящимися в пределах установленных сроков службы.

Это приведет к негативным социальным, экономическим и политическим последствиям, а именно:

  • уменьшению объема оказываемых услуг спутниковой связи и потере части российского и зарубежного рынков, снижению доходов от этого направления;
  • отсутствию орбитального резервирования и невозможности оперативно восстанавливать связь путем перевода потребителей на замещающую емкость спутников, находящихся в соседних орбитальных позициях;
  • торможению процессов развития инфокоммуникаций и обеспечения связью российских потребителей;
  • увеличению зависимости от иностранных фирм и государств в сферах распространения информации и организации управления;
  • к потере части принадлежащего России орбитально-частотного ресурса.
При этом необходимо отметить, что все выделенные ФГУП «Космическая связь» орбитальные позиции являются стратегически эффективными. Учитывая, что спутники связи и вещания являются сложной, капиталоемкой техникой с длительными сроками изготовления (не менее 2 лет) обеспечить стабильность функционирования российской орбитальной системы связи и вещания возможно только при взаимном резервировании функций космических аппаратов космическими аппаратами в ближайших орбитальных позициях. Необходимо иметь космические аппараты во всех выделенных точках геостационарной орбиты.

Отсутствие такого орбитального резервирования с учетом размеров территории России и сложности климата не может быть надежно восполнено никакими наземными сетями.

Поэтому говорить о стабильности спутниковой группировки России при нынешнем заполнении орбитально-частотного ресурса преждевременно. Необходимо завершить намеченную постановлением Правительства Российской Федерации от 21 августа 2001 года № 626 программу запуском двух космических аппаратов серии «Экспресс-АМ» с попутным запуском двух малых спутников «Экспресс-МД» в 2007 году. Следующим этапом – в 2008-2015 годах будет поддержание российской спутниковой группировки в достигнутой необходимой конфигурации и развитие ее отдельных элементов по мере расширения потребностей отрасли.

Программа реализовывалась при государственной поддержке, которая в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года № 626 предусматривала:

  • субсидирование в 2002-2008 годах половины затрат на уплату процентов по кредитам, привлекаемым для финансирования изготовления космических аппаратов серии «Экспресс»;
  • предоставление государственной гарантии Российской Федерации на сумму 600 миллионов рублей;
  • финансирование из бюджетных средств изготовления 7-ми комплектов средств выведения и услуг по запуску спутников «Экспресс-АМ»;
  • финансирование из бюджетных средств изготовления четырех ретрансляторов L-диапазона на общую сумму 26 миллионов долларов США.
Объем государственной поддержки был определен с учетом возможностей ФГУП «Космическая связь» обеспечить в срок до 01 ноября 2012 года возврат привлеченных на изготовление спутников кредитов из доходов от имевшейся устаревшей группировки спутников «Горизонт» и «Экран», а также из доходов от спутников «Экспресс-АМ», создаваемых за счет кредитов.

В целом объем государственной поддержки проектов создания спутников связи гражданского назначения составил за период 2001-2005 годов около 25% от общей стоимости проектов. Остальные средства были привлечены из кредитных источников и средств предприятия. Общая стоимость проекта составляет 24 млрд. рублей.

Одновременно с созданием космических аппаратов решалась задача создания наземного комплекса управления современными спутниковыми системами «Экспресс-АМ». В 2002-2004 годах созданы центр управления полетами (ЦУП) в г. Москва и два центра управления гражданской спутниковой группировкой России в г. Дубна Московской области и городе Железногорск Красноярского края. Часть средств в объеме 100 млн. рублей для создания ЦУП была получена из средств федерального бюджета.

Развитие средств спутниковой связи позволяет достичь следующих целей:

  1. Обеспечения экономической независимости в сфере спутниковой связи и обороноспособности России.
  2. Развития в РФ различных услуг связи: государственного и коммерческого теле и радиовещания, СНТВ и ТВЧ, передачи сигналов ТФОП, потоков данных, IP трафика и трафика Интернет, услуг подвижной связи, мультисервисных VSAT сетей, сетей частных пользователей и т.д.
  3. Сохранения орбитально-частотного ресурса для обеспечения независимого развития услуг связи в РФ.
  4. Укрепления международных экономических и политических позиций России на рынке телекоммуникаций, освоение перспективных зарубежных рынков.
  5. Обеспечения услугами связи территорий необслуживаемых геостационарными спутниками (создание глобальной системы связи на базе спутников, располагаемых на высокоэллиптических орбитах).
При реализации предлагаемых мер по развертыванию гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения спутниковая группировка позволит обеспечивать потребности Российской Федерации в области спутниковой связи и цифрового телерадиовещания, экономическую и информационную безопасность государства. Государственный орбитальный частотный ресурс будет использоваться более эффективно и будет защищен необходимым количеством спутников в орбитальных позициях.

В дополнение к мерам по обновлению и развитию спутников фиксированной связи предлагаемыми мерами предусматривается:

  • cоздание системы непосредственного теле и радиовещания с использованием 3-х КА на высокоэллиптических орбитах, которая позволит обслуживать территории приполярных областей, обеспечит нужды навигационных, пограничных служб, экспедиций в получении современного комплекса информационных услуг и услуг связи;
  • запуск двух новых спутников непосредственного телевизионного вещания (НТВ) взамен ныне действующих (обновление), через которые в настоящее время осуществляется непосредственное телевизионное вещание на западные и восточные регионы России;
  • для обеспечения нужд глобальной президентской и правительственной связи в составе спутников, запускаемых в орбитальные позиции 14 град. з.д., 40 град. в.д., 80 град. в.д и 140 град. в.д. предлагаемыми мерами предусматривается установка транспондеров L- диапазона.

Нормативное регулирование

Внести изменения и дополнения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2001 года № 626 «О мерах по обеспечению государственной поддержки развертывания и функционирования гражданских спутниковых систем связи и вещания государственного назначения» в связи с необходимостью увеличения объема государственной поддержки на этапе завершения программы обновления спутниковой группировки, а именно:
  • внести изменения в «График модернизации системы спутниковой подвижной президентской и правительственной связи» в части установки 4-х транспондеров L-диапазона на спутники «Экспресс-АМ33», «Экспресс-АМ44», «Экспресс-МД1», «Экспресс-МД2» с целью расширения зоны обслуживания и повышения надежности работы системы подвижной президентской и правительственной связи;
  • предусмотреть на 2007 год субсидирование затрат предприятий связи на изготовление транспондеров L-диапазона для спутников «Экспресс-АМ33», «Экспресс-АМ44», «Экспресс-МД1», «Экспресс-МД2»;
  • предусмотреть на 2007-2012 годы ежеквартальное субсидирование полного объема затрат предприятий связи по уплате процентов по кредитам, привлекаемым, начиная с 2006 года, для финансирования разработки и изготовления космических аппаратов «Экспресс-АМ33», «Экспресс-АМ44», «Экспресс-МД1», «Экспресс-МД2»;
  • предусмотреть предоставление в 2007 году государственной гарантии Российской Федерации в размере 1200 миллионов рублей для обеспечения обязательств предприятий связи по погашению кредитов, привлекаемых для финансирования разработки и изготовления космических аппаратов «Экспресс-АМ33», «Экспресс-АМ44», «Экспресс-МД1», «Экспресс-МД2»;
  • увеличить объем компенсации процентных ставок по кредитам, привлеченным для изготовления космических аппаратов «Экспресс-АМ», до 2/3 затрат на уплату процентов.
Необходимо также одновременно внести изменения в утвержденную Федеральную космическую программу России на 2006 – 2015 годы в части корректировки сроков запуска спутников и объемов выделяемого государственного финансирования с целью обеспечения своевременной замены спутников выходящих за пределы гарантийных сроков эксплуатации на новые, современные аппараты.

Для обеспечения услугами связи потребителей в приполярных областях за счет средств федерального бюджета необходимо запустить на высокоэллиптическую орбиту 3-и спутника «РВ» в 2011 году, для чего в Федеральную космическую программу России на период 2006 - 2015 годов дополнительно потребуется внести федерального бюджета на изготовление трех комплектов средств выведения.

После завершения научно-исследовательских работ по детализации облика группировки спутников связи и вещания гражданского назначения на период 2008-2015 годов необходимо определить объемы участия федерального бюджета в процессе создания спутников в указанный период и на основе полученных данных принять постановления Правительства Российской Федерации, позволяющие гарантировать меры государственной поддержки предприятиям связи при решении задач в рамках Федеральной космической программы России на 2006-2015 годы.

Финансирование

Учитывая, что в период 2014-2015 годов истечет гарантийный срок активного существования созданных в 2004-2005 годах космических аппаратов серии «Экспресс-АМ», необходимо предусмотреть изготовление до 2015 года за счет средств федерального бюджета и групповой запуск (одной ракетой-носителем) четырех малых космических аппаратов «МД», обладающих транспондерами С и L-диапазона для нужд правительственной связи.

Обеспечить своевременное финансирование из федерального бюджета:

  • изготовления 11 ракет-носителей и предоставление услуг по их запуску на общую сумму 12,962 млрд. рублей;
  • проведения опытно-конструкторских работ по разработке новой платформы для спутников типа АМУ на сумму 14 млрд. рублей (равномерно в течение 5 лет в период 2008-2012гг).
Необходимо в рамках соответствующих Постановлений Правительства профинансировать из федерального бюджета:

  • субсидии на 100% компенсацию процентов, выплаченных по кредитам, привлекаемые предприятиями связи в рамках Федеральной космической программы России на период до 2015 года;
  • создание транспондеров L-диапазона на сумму 1,914 млрд. рублей;
  • строительство в 2006-2007 годов двух КА «Экспресс-МД» на сумму 1,812 млрд. рублей;
  • проведение научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ по разработке перспективных спутников теле и радиовещания в объеме 217 млн. рублей в период 2009–2011 годов;
  • проведение научно-исследовательских работ в 2006- 2007 годах по перспективам использования новых частотных диапазонов в интересах развития спутниковой связи в России (включая Ка диапазон).