Главная страницаКарта сайта

Поиск по сайту

Главная // Инфраструктура ИКТ // Конверсия радиочастотного спектра

Конверсия радиочастотного спектра

Одной из основных проблем обеспечения ускоренного развития национальной инфраструктуры связи является острая нехватка необходимого радиочастотного ресурса для внедрения новых технологий и услуг связи:

  • наземного и спутникового цифрового телевизионного вещания и радиовещания;
  • беспроводного широкополосного доступа;
  • подвижной радиотелефонной и радиосвязи на основе цифровых стандартов.
Сравнение с распределением радиочастотного спектра в некоторых европейских государствах и США показывает, что в России для гражданских средств выделено крайне мало радиочастотного ресурса, основная его часть используется в интересах правительственных и военных нужд. Это связано, прежде всего, с тем, что в СССР распределение, управление и использование радиочастотного спектра, в основном, было направлено на удовлетворение нужд управления государством, обороны, безопасности и охраны правопорядка. Лишь 4-9% освоенной части спектра распределены в России радиоэлектронным средствам гражданского назначения, остальная часть спектра остается для них либо недоступной, либо ограниченно доступной, либо условно доступной, поскольку в соответствии с национальной таблицей распределения частот имеет категории «ПР» или «СИ» (правительственного или совместного использования). В тоже время соотношения, определяющие характер использования радиочастотного спектра в мировом сообществе, демонстрируют преимущественное использование спектра в интересах развития технологий гражданского назначения. В развитых странах в освоенных диапазонах частот доля радиочастотного спектра, используемая для нужд государственного управления, обороны и национальной безопасности, составляет менее 50 процентов. Остальной частотный ресурс отводится для преимущественного развития служб гражданского назначения.

В европейских странах в 1990 - 2000 гг. были проведены детальные исследования вопросов перспективного использования радиочастотного спектра и приняты решения Европейского радиобюро, устанавливающие график высвобождения в странах европейского континента полос частот, необходимых для развития многих перспективных технологий радиосвязи и вещания, от радиоэлектронных средств правительственного назначения и устаревших радиоэлектронных средств гражданского назначения. В настоящее время большинство европейских стран уже привели свои национальные таблицы распределения полос частот между радиослужбами в соответствие с общеевропейской таблицей.

При планировании перспективного использования радиочастотного спектра в стране в недостаточной степени учитываются особенности современного и перспективного использования радиочастотного спектра в Европе, появление и распространение новых технологий связи.

Для развития подвижной радиотелефонной связи в стандарте GSM-900 в соответствии с международным распределением полос радиочастот выделены диапазоны 880-915 МГц и 925-960 МГц. В России для данной технологии определен диапазон 890-915 МГц и 935-960 МГц. Основная часть необходимого для GSM-900 спектра в Российской Федерации используется радиоэлектронными средствами систем воздушной радионавигации для управления воздушным движением и радиоопределения местоположения воздушных судов, в то время как в соответствии с международным распределением для решения этих задач отведены диапазоны частот 960-1215 МГц.

Серьезным препятствием для развития в Российской Федерации сетей подвижной радиотелефонной связи стандарта GSM-1800 в полосах частот 1710-1785, 1805-1880 МГц, и сетей радиодоступа стандарта DECT в полосе радиочастот 1880 - 1900 МГц в соответствии с европейским и российским распределением является использование в России полосы 1710-2100 МГц радиорелейными линиями связи.

Для развития подвижной радиосвязи в стандарте TETRA в соответствии с международным распределением полос радиочастот используются полосы 380 - 450 МГц.

Для создания и развития цифрового наземного телевизионного и звукового вещания в соответствии с международным распределением полос радиочастот выделены диапазоны 174-230 и 470-862 МГц. В Российской Федерации данные полосы частот также используются системами воздушной радионавигации и другими радиоэлектронными средствами, что создает трудности при планировании и введении в эксплуатацию сетей цифрового телевидения. В частности, недоступность полос частот 638 - 694 МГц и 726 - 862 МГц для развития цифрового телевизионного вещания ставит Россию в неравное положение с сопредельными странами в отношении использования радиочастотного спектра в приграничных районах, так как в настоящее время идет массовое направление Администрациями связи зарубежных стран заявок на частотные присвоения радиостанциям и сетям цифрового телевидения, их международную координацию и регистрацию. Если не провести в ближайшее время конверсию полосы частот 790-862 МГц, то необходимый для развития в стране сетей непосредственного цифрового телерадиовещания частотный ресурс будет безвозвратно потерян. Это делает фактически невозможным развитие в перспективе в России цифрового телевизионного вещания в этом диапазоне частот.

Учитывая большую площадь территории Российской Федерации и неравномерность плотности населения на ней, к числу важнейших следует отнести проблему использования в России полосы частот 1452 - 1492 МГц, выделяемой в соответствии с международными требованиями для внедрения и развития спутникового и наземного цифрового звукового радиовещания. В России в настоящее время эти полосы частот отведены также для службы воздушной телеметрии.

Для развития в Российской Федерации сетей сухопутной подвижной связи 3-го поколения необходимо высвобождение полос частот 1885 - 2025 МГц и 2110 - 2170 МГц от действующих в них радиорелейных линий и перевод их в другие полосы частот.

Системы беспроводного доступа широко внедряются в европейских и других странах мира и обеспечивают оказание своим абонентам современных услуг связи, среди которых наиболее перспективными являются услуги широкополосных сетей беспроводного доступа. Число абонентов таких систем в ближайшем будущем может стать соизмеримым с числом абонентов сотовых систем. В качестве возможных полос частот для развития в Российской Федерации данной технологии беспроводного доступа являются полосы частот 2500 - 2700 МГц и 5725 - 5925 МГц.

Для того, чтобы обеспечить подключение к спутниковому вещанию и спутниковым каналам сети Интернет широкого круга пользователей на территориях со слабой инфраструктурой наземных сетей связи, в Российской Федерации необходимо широкое использование систем на основе технологии VSAT в диапазоне 12/14 ГГц, 17/19 ГГц, что потребует высвобождение данных диапазонов от действующих радиорелейных станций.

Также актуальным, учитывая особенности территории Российской Федерации и опыт разработки и эксплуатации радиооборудования, является оптимизация использования полос частот в диапазоне 3-30 МГц.

Основными целями конверсии радиочастотного спектра в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «О связи» является:

  • поэтапное высвобождение частотного ресурса, занятого средствами правительственного назначения, для развития технологий радиосвязи гражданского назначения;
  • максимально-возможное приближение национальной таблицы распределения полос частот между радиослужбами к общеевропейскому распределению;
  • достижение состояния динамического баланса в использовании радиочастотного спектра, соответствующего требованиям экономического развития страны в части удовлетворения потребностей в радиочастотном ресурсе всех служб радиосвязи и всех использующих радиочастотный ресурс министерств, ведомств и юридических лиц.
Конверсия радиочастотного спектра в наиболее освоенных диапазонах частот обеспечит условия для широкого развития в стране перспективных радиотехнологий: сетей сотовой и транкинговой подвижной связи, сетей абонентского радиодоступа, сетей цифрового наземного и спутникового звукового и телевизионного вещания и других перспективных систем и радиотехнологий.

Это создаст предпосылки для развития отечественной радиопромышленности, привлечения инвестиций в развитие отрасли Решение проблемы конверсии радиочастотного спектра позволит обеспечить потребности населения страны в новых экономически эффективных услугах связи.

В России в последние годы также проводились крупные работы, направленные на высвобождение радиочастотного спектра для развития сетей сотовой подвижной связи, сетей абонентского доступа и вещания, которые показали возможность решения вопросов перераспределения частотного ресурса за счет модернизации и перепланирования работы действующих радиоэлектронных средств Минобороны России в пользу средств гражданского назначения и выработки совместных решений об использовании спектра. Выполнение этих работ позволило внедрить в России ряд новейших европейских радиотехнологий подвижной связи и абонентского доступа, таких как GSM, DECT, MVDS и др. Однако, в целом, эти работы еще не создают предпосылок для должной гармонизации отечественной таблицы распределения полос частот с европейской.

Учитывая, что радиочастотный спектр, как и значительная часть инфраструктуры связи, находятся в ведении государства, для проведения широкомасштабной конверсии радиочастотного спектра необходима государственная поддержка, связанная с совершенствованием нормативно-правовой базы, финансовым обеспечением и координацией мер, касающихся решения проблем конверсии радиочастотного спектра. По опыту проводимых ранее конверсионных мероприятий финансовые затраты на конверсию радиочастотного спектра в интересах широкого развития в стране перспективных радиотехнологий и при условии обеспечения непрерывности функционирования действующих систем и радиоэлектронных средств правительственного назначения могут составить десятки млрд. рублей.

Закрепление результатов конверсии должно осуществляться с помощью системы технических, экономических и законодательных мер, направленных также на обеспечение непрерывности процесса конверсии и перераспределения спектра с целью поддержания динамического баланса потребностей в радиочастотном спектре между различными ведомствами.

Должны быть созданы условия, способствующие распределению необходимого частотного ресурса для радиотехнологий, наиболее эффективно использующих радиочастотный спектр.

Одним из основных экономических регуляторов является плата за использование радиочастотного спектра. Размер платы и периодичность ее взимания должны стимулировать интенсивное использование спектра.

В соответствии с Федеральным законом «О связи» одним из принципов использования в Российской Федерации радиочастотного спектра является платность его использования. Плата за использование радиочастотного спектра имеет целевой характер: она устанавливается в целях обеспечения системы контроля радиочастот, конверсии радиочастотного спектра и финансирования мероприятий по переводу действующих радиоэлектронных средств в другие полосы радиочастот.

В настоящее время регулирование использования радиочастотного спектра осуществляется на платной основе в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 июня 1998 г. № 552 «О введении платы за использование радиочастотного спектра» и постановлением Правительства Российской Федерации от 6 августа 1998 г. № 895 «Об утверждении Положения об оплате использования радиочастотного спектра в Российской Федерации».

В бюджете 2006 года на обеспечение системы контроля радиочастот и конверсии радиочастотного спектра предусмотрен 1,13 млрд.рублей.

В целях реализации Федерального закона «О связи» Мининформсвязи России, совместно с заинтересованными министерствами и ведомствами разрабатывается проект постановления Правительства Российской Федерации "Об утверждении Правил установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, взимания такой платы, её распределения и использования".

В настоящее время Мининформсвязи России по согласованию с Минэкономразвития России и ФСТ России разрабатывает Методику расчёта разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, в соответствии с которой будет утверждаться размер разовой платы и ежегодной платы за каждое присвоение (назначение) радиочастоты или радиочастотного канала.

При этом размер разовой платы и размер ежегодной платы за использование радиочастотного спектра устанавливается дифференцированно в зависимости от следующих параметров: используемых диапазонов радиочастот, количества радиочастот и применяемых технологий.

Для эффективной организации работ по конверсии спектра необходимо:

  • провести научно-исследовательские работы по уточнению конверсионных полос частот, обоснованию методов и механизмов конверсии радиочастотного спектра в конкретных полосах частот и с учетом особенностей работающих в этих полосах частот радиоэлектронных средств и систем;
  • утвердить проект постановления Правительства Российской Федерации «Об утверждении Правил установления размеров разовой платы и ежегодной платы за использование радиочастотного спектра, взимания такой платы, её распределения и использования».