Главная страницаКарта сайта

Поиск по сайту

Главная // Инфраструктура ИКТ // Модернизация инфраструктуры почтовой связи

Модернизация инфраструктуры почтовой связи

Инфраструктура ФГУП «Почта России», насчитывающая к середине 2005 года более 40 000 отделений почтовой связи, в том числе в самых отдаленных населенных пунктах страны, обеспечивает доступ наиболее широкой аудитории к услугам почтовой связи. Одним отделением почтовой связи в России обслуживается в среднем 3,6 тыс. человек, что соответствует уровню развитых стран. Плотность отделений почтовой связи в России выше, чем в Голландии и Германии, и сопоставима с уровнем Франции, Англии, Австрии.

Национальный оператор почтовой связи в соответствии с приоритетами государственного социально-экономического развития обязан обеспечивать предоставление универсальных почтовых услуг населению на всей территории Российской Федерации. В этих целях ФГУП «Почта России» необходимо поддерживать функционирование уникальной по разветвленности инфраструктуры отделений почтовой связи. В настоящее время в сеть федеральной почтовой связи входит свыше 40 000 ОПС, обслуживающих население на всей территории страны, из которых более 13 000 находятся в хозяйственном ведении национального оператора почтовой связи, остальные расположены в помещениях, закрепленных за оператором национальной почтовой связи на правах аренды.

Федеральная сеть почтовых отделений, охватывающая практически всю территорию страны и позволяющая оказывать почтовые услуги практически во всех населенных пунктах, является уникальным преимуществом федерального оператора почтовой связи. Однако зачастую оперативная связь между объектами почтовой связи невозможна по причине простого отсутствия каналов связи. Примерно 10% городских и 40% сельских отделений федеральной почтовой сети не имеют даже телефонной связи. Во многих отделениях качество существующей связи находится на неудовлетворительном уровне. Так, не более 5% федеральных отделений почтовой связи имеют выделенный канал подключения к сети Интернет. Все это не только ограничивает потенциальные возможности сети почтовой связи, но и снижает качество оказываемых услуг, а также существенно подрывает безопасность деятельности федеральной почтовой сети.

Вместе с тем, повышение качества услуг невозможно без реформирования системы логистики, инвестиций в обновление транспорта и оборудования. Сегодня свыше 95% почты обрабатывается вручную, много лет не обновляется транспортный парк, почтовые вагоны не приобретались 15 лет. В настоящее время сортировка почтовых отправлений характеризуется преобладанием ручного труда, отсутствием современного оборудования и технологий работы и представляет собой комбинированную пообластную и повагонную систему сортировки. Такая комплексная организация сортировки почтовых отправлений с низким уровнем автоматизации приводит к росту общего числа сортировок, высокому проценту неправильно отправленной почты, увеличению трудозатрат, себестоимости сортировочных работ и сроков прохождения почтовых отправлений.

Существующая инфраструктура магистральных и локальных перевозок почты, размер и уровень износа автомобильного парка и парка почтовых вагонов, организация работы с авиакомпаниями не смогут обеспечить обслуживание прогнозируемых объемов почты и достижение целевых показателей качества услуг почтовой связи в 2006-2010 гг.

В настоящее время фактический износ основных фондов ФГУП «Почта России», рассчитанный с использованием данных технической инвентаризации, составляет:

  • по зданиям – 53%;
  • по сооружениям и передаточным устройствам – 69%;
  • по машинам и оборудованию – 46%;
  • по средствам транспорта – 64%;
  • по прочим материальным основным средствам – 52%;
  • по производственному и хозяйственному инвентарю – 49%.
Доля услуг почтовой связи в России составляет 0,3% ВВП, что значительно ниже уровня как развитых, так и многих развивающихся стран. В то же время, их доля в ВВП стран ЕС составляет в среднем 1%, США – 1,3%, стран Центральной и Восточной Европы (членов ЕС с 2004 года) колеблется в пределах 0,4 – 0,7% ВВП.

Почтовая связь в Российской Федерации должна развиваться более высокими темпами и оказывать значительно большее позитивное влияние на ускорение социально-экономического развития страны.

Развитие почтовой связи в Российской Федерации сдерживают следующие проблемы:

  • низкое качество обслуживания в отделениях почтовой связи, связанное с недостаточным уровнем оснащенности отделений почтовой связи, в целом неблагоприятный имидж национальной почтовой связи приводят к тому, что как физические лица, так и корпоративные клиенты выбирают более дорогие услуги альтернативных негосударственных операторов в тех случаях, когда это возможно;
  • почтовая связь в Российской Федерации значительно отстает как от развитых, так и от развивающихся стран по всем основным качественным показателям. Так, в странах ЕС 95% писем доставляется на следующий день при отправке внутри страны и 80% писем – через 3 дня при отправке между странами ЕС. В то же время, внутри Москвы 80% писем доставляется через 3 дня после отправки, а контрольный срок в 20 дней после отправки на территории Российской Федерации выполняется для 78% писем. Число крупных сортировочных центров в России в 50 раз меньше, чем в небольших развитых государствах ЕС. Отсутствие необходимых инвестиций привело к устареванию и значительному сокращению почтового транспортного парка, что также крайне негативно сказывается на сроках и надежности оказания почтовых услуг. Это является существенным тормозом развития смежных рынков, в первую очередь корпоративного сегмента отправки сообщений, для которого необходима доставка писем точно в срок;
  • недостаточный спектр услуг национального оператора почтовой связи, обеспечиваемых на всей территории Российской Федерации, что значительно снижает социальную и экономическую значимость почтовой связи в целом. Более 70 процентов объектов почтовой связи Российской Федерации находится в сельской местности. В большей части отделений почтовой связи не доступны информационно-коммуникационные услуги, услуги высокоскоростных денежных переводов, почты первого класса;
  • низкий уровень безопасности почтовой связи в свете современных угроз, в том числе террористических проявлений.
Модернизации почтовой связи должна позволить обеспечить спектр, качество и доступность почтовых услуг, отвечающие уровню наиболее развитых стран мира.

Целью модернизации является превращение национального оператора почтовой связи в универсального логистического, финансового и информационного оператора, обеспечивающего оказание соответствующих услуг на всей территории страны.

В рамках данного направления необходимо:

  • повысить качество обслуживания в отделениях почтовой связи и создать базу для расширения спектра почтовых услуг, оказываемых на всей территории Российской Федерации;
  • увеличить доступность современных универсальных почтовых, финансовых, информационно-коммуникационных, транспортно-логистических услуг на территории Российской Федерации за счет оснащения отделений почтовой связи современным оборудованием и техникой;
  • повысить качество оказываемых услуг до европейского уровня за счет модернизации инфраструктуры почты, создания сети сортировочных центров, обновления транспортного парка Национального почтового оператора;
  • обеспечить расширение спектра оказываемых услуг национального почтового оператора;
  • обеспечить сохранность и безопасность почтовой связи; сформировать положительный имидж отделений почтовой связи в Российской Федерации.
Можно выделить следующие основные направления развития почтовой связи:

  • проведение реконструкции отделений почтовой связи, находящихся в хозяйственном ведении национального оператора почтовой связи; их единообразное переоборудование для обеспечения возможностей оказания одинакового набора основных услуг в любой точке страны (например, информационно-коммуникационных услуг, услуг высокоскоростных денежных переводов, почты первого класса), повышения качества обслуживания клиентов и создания базы для эффективного оказания существующих и новых почтовых услуг;
  • повышение качества традиционных почтовых услуг, прежде всего, скорости пересылки и доставки почтовых отправлений за счет перехода к зонально-узловому принципу перевозок почтовых отправлений с использованием современных информационных, транспортных и перевалочных технологий, создания современной инфраструктуры сортировочных узлов, расширения транспортного парка, внедрения единой информационной системы;
  • расширение спектра оказываемых национальным оператором почтовой связи услуг, оказание населению на отделениях почтовой связи целого комплекса коммуникационных, финансовых и логистических услуг, государственных услуг по принципу "одного окна";
  • повышение эффективности управления деятельностью национального почтового оператора на основе широкого применения современных информационных технологий.
Так как решение данных задач направлено на социально-экономическое развитие Российской Федерации в части создания и развития инфраструктуры (в том числе социальной), имеющей общегосударственное значение, государственная поддержка реализации соответствующих инвестиционных проектов может быть осуществлена за счет средств Инвестиционного фонда Российской Федерации на условиях государственно-частного партнерства.

В целях конкретизации основных задач и направлений развития ФГУП «Почта России» необходимо разработать и утвердить решением Правительства Российской Федерации «Концепцию развития почтовой связи до 2015 года», а также внести в Правительство Российской Федерации новую редакцию закона «О почтовой связи».

Сведения об объектах почтовой связи ФГУП "Почта России" по состоянию на 17.10.2006 (xls, 45.00 Кб)

Внедрение ЕСПП по состоянию на 01.10.2006 (xls, 34.00 Кб)

Реализация проекта "КиберПочт@" по состоянию на 01.10.2006 (xls, 51.00 Кб)

План развития проекта "КиберПочт@" в филиальной сети ФГУП "Почта России" на 2006 год (xls, 47.50 Кб)

Справка о количестве пенсионеров, получающих пенсию через почту (по состоянию на 01.05.2006 г) (xls, 87.00 Кб)