Главная страницаКарта сайта

Поиск по сайту

Главная // Инфраструктура ИКТ // Создание системы обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112»

Создание системы обеспечения вызова экстренных служб по единому номеру «112»

Забота о жизни и здоровье граждан, сохранности имущества, обеспечении личной и общественной безопасности диктуют необходимость быстрого реагирования на возникающие угрозы. В этих целях на территории Российской Федерации соответствующими ведомствами созданы экстренные оперативные службы (ЭКОС): пожарной охраны, милиции, скорой помощи, газовой и других служб.

Федеральным законом «О связи» установлено, что вызов экстренных оперативных служб должен быть обеспечен каждому пользователю услугами связи посредством набора номера, единого на всей территории Российской Федерации для каждой экстренной оперативной службы.

Однако в данное время определенная самостоятельность операторов и явно устаревшая нормативная база привели к тому, что некоторые из операторов начали присваивать номера экстренным оперативным службам по собственному усмотрению, нарушая принцип единства нумерации этих служб. Большое разнообразие в нумерацию ЭКОС вносят сотовые операторы. В результате имеются случаи, когда даже на территории небольших городов введена разная нумерация в сетях, управляемых разными операторами.

В большинстве случаев не выполняется и требование бесплатности вызова ЭКОС. Это обусловлено тем, что многие мобильные телефоны не позволяют выполнять вызов по сокращенному двухзначному номеру, а предусмотренный планом перспективной нумерации трехзначный номер «112» не может использоваться ввиду задействования «единицы» в местной нумерации. Другого варианта нормативные документы не предлагают и поэтому операторы сами назначают эти номера произвольно. Как правило, операторы не дают исчерпывающей информации о порядке вызова ЭКОС своими абонентами и абонентами других сетей.

В большинстве развитых стран действуют системы, обеспечивающие вызов всех служб экстренной помощи по единому номеру. В странах Евросоюза это номер «112», в Англии - «999», в США и Канаде - «911».

Постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. № 894 «Об утверждении Перечня экстренных оперативных служб, вызов которых круглосуточно и бесплатно обязан обеспечить оператор связи пользователю услугами связи, и о назначении единого номера вызова экстренных оперативных служб» в России в качестве такого единого номера определен номер «112». В постановлении закреплен перечень, включающий четыре ранее действовавшие экстренные оперативные службы, а также две новые службы – «Антитеррор» и «Служба реагирования в чрезвычайных ситуациях», создание которых соответствует требованиям предупреждения чрезвычайных ситуаций и борьбы с терроризмом. В соответствии с требованиями данного постановления Система обеспечения вызовов экстренных служб по номеру «112» должна быть реализована к 2008 году. Данное требование не может быть выполнено без проведения комплекса системно-технических и организационных мероприятий по интеграции и модернизации инфраструктуры приема и обработки вызовов населения всех существующих и создаваемых экстренных оперативных служб.

Необходимо в приоритетном порядке обеспечить высвобождение телефонных номеров, начинающихся с «1», для создания службы вызова экстренных, оперативных, справочных, информационных и иных служб на базе единого номера «112» путем замены и перепрограммирования установленного оборудования связи за счет средств операторов связи. Соответствующий график высвобождения «1» разработан и выполняется всеми операторами местной связи.

Государственные инвестиции должны быть направлены на формирование инфраструктуры обработки вызовов по номеру «112» и координации действий экстренных оперативных служб на основе организации диспетчерских центров на базе единых дежурно-диспетчерских служб муниципальных образований. Соответствующие центры должны обеспечивать прием и обработку вызовов от населения, их анализ и перевод в диспетчерские центры ответственных оперативных экстренных служб и координацию их действий. В целях эффективной организации работы таких центров необходимо внедрять системы обработки телефонных звонков, системы поддержки принятия решений, обеспечить переход к формализации информационного обмена и алгоритмизации и технологическим шаблонам типовых элементов управленческих процессов.

Одновременно необходимо провести модернизацию и дооснащение инфраструктуры диспетчерских центров ведомств, ответственных за обеспечение функционирования отдельных оперативных экстренных служб, для организации эффективного информационного взаимодействия с центрами службы «112» за счет средств, предусмотренных на их содержание.

В целях реализации указанных мероприятий предусматривается формирование единой программы действий по формированию службы «112» на базе ЕДДС муниципальных образований.